Все должно соответствовать своей задаче

Сейчас модно спорить, что круче: сайты с обилием графики или сайты с минимумом графики. Этот спор, в общем-то, всегда был актуальным и думаю, что будет вечным. Причина его не в технологиях, не в возможностях высокоскоростных линий, а просто в двух разных подходах. С позиции бизнеса и с позиции бизнеса со стороны дизайнера или веб-разработчика. Очевидная ведь вещь. Почему кодеры за дизайн с минимумом графики? Да, потому что им это выгоднее и проще. Их здравый смысл подсказывает именно такой подход, и они правы. А почему дизайнеры за обилие графики? Им это выгодно. Больше графики — больше стоимость. Хотя бы исходя из затраченных трудочасов. Большая прибыль с одного клиента. И весь смысл заявлять об этом, писать статьи, параграфы, манифесты и проводить идеологические войны, сводиться к простым вещам: выделить свою аудиторию и воспитать своего клиента. Кто тебя услышал и согласен с тобой — он на твоей стороне и поможет тебе продвигать идеологию, а значит, сделает твою жизнь чуть легче.

Все это замечательно, такие споры всегда развитие и шаг вперед. Но жаль, что не всегда в таких спорах начинают с самого предмета, с сайта. Важнее ведь сам продукт, а не то, как и кем, он сделан. А чтобы разобраться какой к продукту применить подход или технологию, т.е. как сделать-то этот сайт? Необходимо, на мой взгляд, начинать с категоризации (очень страшное слово) сайтов. Сайты насыщенные графикой, чтобы посетитель зашел и ахнул — это небольшой процент от всех остальных сайтов. Я сейчас попробую пояснить почему. Перечислю некоторые минусы таких сайтов:

  1. Такие сайты недолговечны или временны. Одна и та же графика в оформлении приедается, к ней привыкаешь, и она перестает работать, а иногда начинает раздражать, хочется чего-то нового. Это, кстати, один из ответов, почему бытовая техника не разукрашивается в промышленных масштабах, а разукрашивание автомобилей не имеет большого развития. Можно попробовать свой телевизор в хохлому разукрасить, через пару месяцев придется выбросить или перекрасить в гжель.
  2. Идея сайта очень часто себя исчерпывает после повторных заходов посетителя. А соответственно обесценивается весь ее смысл, а с идеей и смысл сайта. Буквально, может так выглядеть: первый раз зашел на сайт посмотрел заставку — ахнул, зацепило всего до пят, а второй раз зашел уже пропускаешь заставку и цеплять должно что-то другое. Хорошо если осталось это другое.
  3. Такие сайты полумертвые. Весьма проблематично делать динамическими сайты, в которых, к примеру, меню и заголовки в тексте сделаны графически. Как владелец сайта сможет добавить новый пункт меню, если пункт не текстом, а картинкой? Он будет с этой просьбой обращаться к разработчикам, чтобы они нарисовали картинку нового пункта меню? Смешно. А если на графике завязаны структурные блоки сайта, контента? Как их изменять, развивать? Конечно, теоретически все возможно, но оправданность и универсальность таких решений сомнительна до невозможности.
  4. Такие сайты не кроссплатформенные. Что хорошо для настольного монитора, не всегда хорошо для монитора КПК, мобильного телефона и прочих устройств. Причем все эти устройства и есть новые технологии, а высокоскоростные линии доступа к Интернету, позволяющие быстро загружать обилие графики, это все мелочи.

Итог даже этих минусов, показывает группу сайтов, в которых позволительно и допустимо применять множество графических решений, завязывать на графике идею, применять какие-либо визуальные и мультимедиа эффекты. В первую очередь это промо сайты. Их цель проста — показать наиболее привлекательным и запоминающимся способом продукт или услугу. Для таких сайтов развитие и долговечность не так важны. Сегодня один товар, завтра другой и для него новый промо сайт. Менять структуру такого сайта, тоже редкое дело. Вторая категория — это сайты фотографов и личные сайты, где хозяин барин и вот таким образом решил о себе заявить. И замечательно, очень приятно посещать сайты, в которых виден характер владельца или его взгляд на мир. Третья категория — это игровые и развлекательные сайты. У них судьба такая быть визуально привлекательными. Справедливо сказать, что не все развлекательные сайты соответствуют этой группе, к примеру, сайты анекдотов или юмористических рассказов. Вот вроде бы и все категории. Теперь можно ответить на вопрос, сколько таких сайтов от общего количества? И есть ли смысл ради них изобретать идеологию и тем более выдавать ее за решение для большинства сайтов.

Сайты подпадающие под все другие категории можно смело создавать только с позиции удобства получения информации, с позиции развития структуры сайта, изменения и редактирования контента, оставляя графике и дизайну вспомогательные функции. Посмотрите, от графики на новостных сайтов уже можно отказываться, т.к. новости читают через RSS, смотрят через мобильные устройства и через порталы. Для сайтов компаний достаточно подчеркнуть графикой их имидж, их стиль и показать в картинках услуги или продукцию, все остальное это текстовая информация. Большинство сайтов компаний — это информационные сайты. Именно в этом их ценность, именно поэтому их посещают. И тут уже каждая компания сама выбирает, что для них важнее и во что вкладывать деньги: в графику или в доступность информации. Ну а то, что сайт компании с обилием графики, с картинкой на пол экрана и с очень значительной визуальной идеей привлечет много новых клиентов, которые удивились и вдруг сразу что-то заказали или купили, не ознакомившись с компанией, с услугой или продуктом поближе, в это слабо верится.

Ради иронии, нельзя не упомянуть о том, что дизайн сайта должен быть запоминающимся и не скучным. Зачем дизайну сайта быть запоминающимся? Как это вообще возможно, когда их миллионы? Это равноценно запоминающейся внешности человека. На мой взгляд, очень точная аналогия. Кто всегда на виду, каждый день на телеэкранах, у того и внешность запоминающаяся. Ну а еще запоминанием сайтов занимается браузер с помощью закладок, он беспристрастен к дизайну. Выражение: «скучный дизайн», мне кажется, идиотизмом.

Мораль: все должно соответствовать своей задаче.

Бонус: «Веселому сайту — веселый дизайн».

Leave a Reply

Your email address will not be published.