Извлечение прибыли из веб-проектов

Любой сайт может приносить прибыль. Это может быть прямой доход от продажи услуг, рекламных мест, а может быть косвенным. Как пример косвенного дохода: сайтu, который зарабатывает тем, что статьи читают потенциальные клиенты, заказывающие в дальнейшем проектирование и разработку сайтов. Это принесло несколько миллионов рублей дохода. В какое-то время я проводил эксперимент и поставил на сайт контекстную рекламу. Это принесло несколько сотен рублей.

Сложные и глобальные экономические ситуации могут вносить свои коррективы в интернет-бизнес, какие-то виды деятельности вовсе перестают быть доходными, на некоторых в несколько раз снижаются рекламные бюджеты, а что-то по-прежнему успешно развивается и растет. Тем не менее, типичный набор вариантов монетизации уже долгое время не претерпевает серьезных изменений.

Контекстная реклама

Контекстная реклама — один из самых простых и очевидных способов заработать деньги практически на любом сайте. Такую рекламу легко встроить, нет зависимости от рекламодателей, доход почти всегда стабильный и постоянный с одним «но». Чтобы контекстная реклама приносила сколько-нибудь существенный доход, посещаемость сайта должна быть достаточно высока и стабильна. Естественно все зависит и от самого сайта, и от амбиций владельцев. Если это личный блог, то существенной суммой можно считать ту, которая окупает затраты на содержание сайта и некоторое время потраченное на ведение блога.

Примерные цифры дохода от контекстной рекламы такие:

  • тысяча посетителей в сутки, может приносить в месяц около 100-300$
  • 10 000 в сутки — около 1 000-3 000$
  • 100 000 около 10 000-30 000$ и более.

Эти цифры взяты из открытых источников, услышаны от владельцев сайтов, вычитаны и усреднены. Их можно считать близкими к реальности ориентирами, не более того. Потому как в реальности в контекстной рекламе очень многое зависит от тематики сайта, а, следовательно, и от тематики самой рекламы. К примеру, прибыль от сайта медицинской тематики, может в 10 раз превышать прибыль от сайта интернет-газеты при одинаковой посещаемости, потому что ставки по медицинской рекламе могут быть гораздо выше, чем по той рекламе, которая будет показана в статьях газеты, например, о культуре.

Еще одна проблема контекстной рекламы — это привыкание. Особенно это характерно для сайтов, которые люди посещаются очень часто. Например, тематические социальные сети. В какой-то момент посетитель, который к тому же зарегистрирован на сайте, просто зрительно перестает воспринимать блок контекстной рекламы. Этот блок вычеркивается на подсознательном уровне. Получается парадоксальная ситуация: сообщество развивается, посещаемость растет, зарегистрированных десятки тысяч, а доход падает.

Есть способы влияния на эту ситуацию. Для каждого сайта они индивидуальны, и даже приблизительно описать их в рамках этой статьи не получится. Есть способ, который лежит на поверхности — тонкая и грамотная смена дизайна сайта. На определенное время это может увеличить клики по контекстной рекламе. Об остальных способах предлагаю подумать самостоятельно или обратиться ко мне за консультацией.

Баннерная реклама

Казалось бы, баннеры уже так всем надоели, что по ним никто не должен кликать. Но нет, доход от баннерной рекламы по-прежнему может быть существенной статьей в обороте. Это нам доказывает, например, одна из самых популярных социальных сетей в России, в которой соотношение дохода (7 млн. долларов за год):

  • контекстная реклама — 50%
  • баннерная — 43%

Если сложить эти проценты, то можно заметить потерю 7%. О них чуть позже.

Как часто бывает, есть много проблем. Бессмысленно просто поставить баннер из рекламной сети и ждать миллионных доходов при посещаемости сайта в сто человек в сутки. При более высокой посещаемости доходы естественно будут расти, но и тут действует ситуация с привыканием к баннерам у постоянных посетителей.

Баннерная реклама делится, как минимум на два подвида:

  • через рекламную сеть;
  • от прямых рекламодателей.

Просчитать какой доход принесет баннер из рекламной сети можно лишь для каждого отдельного случая, да и то цифры могут иметь очень большую разницу между нижним и верхним пределом. Для нового сайта, планирование заработка с помощью баннеров из рекламной сети — это игра в рулетку.

Другое дело реклама от прямых рекламодателей. Ее реально и достаточно точно можно просчитать еще до запуска сайта, естественно, также индивидуально в каждом случае. Потому что есть такие области, в которых рекламодатели даже при посещаемости 500-1000 человек в сутки, могут платить десятки тысяч рублей в месяц за размещение баннера. В основном это касается узкоспециализированных ресурсов и тех областей, где очень высока конкуренция, а также прибыль от обращения одного клиента. Например, таким может считаться сайт об оборудовании для мебельного производства. Оборудование может стоить сотни тысяч долларов, и даже если в рекламу для одного клиента было вложено в месяц 10 000 рублей — это может быть выгодно рекламодателю.

Для сайтов, у которых нет четкой тематики или она рассчитана на широкий круг людей, даже при посещаемости в 50 000 — 100 000 посетителей в сутки, прямая реклама может ничего не приносить, на это просто не пойдут рекламодатели из-за низкой конверсии.

Отсюда важный вывод, который относится не только к баннерной рекламе, а в принципе к извлечению прибыли: чем уже тематика — тем легче монетизировать сайт.

Кстати, выше я писал, что рекламу от прямого рекламодателя можно просчитать даже для нового сайта. Как это сделать? Нужно пойти к рекламодателю и спросить его, сколько и за что он готов платить. Вот так все просто.

Рекламные статьи

К рекламным способам получения прибыли, относится и публикация на сайте рекламных статей. Это могут быть обзоры продукции рекламодателя, отзывы, тесты и прочие материалы. Между прочим, и не только статьи, а видео-ролики, подкасты, даже презентации, PDF-буклеты, игры, промо страницы, все что угодно.

По данным одного исследовательского агентства: рекламу в информационных статьях предпочитает 51% опрошенных пользователей. В то время как на контекстную рекламу в результатах поиска обращают внимание 39%, баннеры — 25%.

Собственно и с разумной точки зрения это отличный способ рекламы. Рекламная статья может быть полезна, даже если в итоге читатель не купит товар или услугу. Такая статья может быть увлекательна, развлекательна и занимательна.

Вопрос лишь в том, кто может писать подобные статьи. Ответ только один: профессиональные журналисты, копирайтеры и блогеры, действительно умеющие излагать мысли и писать тексты. Им всем нужно платить зарплату, но это один из наиболее стабильных, надежных и легко планируемых способов монетизации. Безусловно, есть и серьезный вопрос доверия к рекламно-информационным статьям и в целом к подобным сайтам, но это момент психологии, жизненной позиции владельца сайта и вопрос времени. Наверняка сайт со статьями, в которых преувеличиваются достоинства рекламируемых товаров или услуг, подменяются факты и не содержится полезная информация, со временем станет пустышкой.

Абонентские услуги, платные сервисы, плата за отсутствие

Есть извечная жалоба российских разработчиков на то, что в нашей стране люди не хотят платить за услуги и сервисы. Это от скудоумия самих разработчиков и нежелания думать.

Мы живем в таком мире, где все можно продать, все востребовано. Смысл лишь в том, насколько эта услуга или товар полезны, качественны и как они подаются клиенту, т.е. каким образом обеспечена поддержка, сервис и маркетинг.

В веб-сервисах, которые помимо бесплатных услуг, предлагают какие-либо платные возможности, информацию или что-то другое, в среднем платных пользователей 5-7%. Эта информация собрана из аналитических источников и напрямую от владельцев сайтов. В этих процентах видим магические 7%. Про магию я, естественно, говорю с долей иронии, но, тем не менее, именно такой процент платных пользователей характерен для множества сфер бизнеса в разных условиях. Если вы продаете фрукты, и за день мимо вас пройдет сто человек, 5-7 из них обязательно что-нибудь купят. Вот такой закон, можете проверить и потом мне написать об успехах. Конечно, эти фрукты должны быть свежими, вкусными, а вы активным, радушным и любезным.

Платным на сайте может быть все, что угодно от виртуальных подарков, до не виртуальных, от 1ГБ до 100ГБ места на жестком диске сервера. Фантазия практически ничем не ограничена, особенно если это целесообразно, востребовано и необходимость проверена.

Отдельным пунктом может идти продажа информации и продажа доступа к информации. Так зарабатывают новостные агентства, фото агентства, аналитические компании. Если вы обладаете информацией, и она имеет реальную ценность (себестоимость), почему бы ее не продать.

В условно платные сервисы, входит и плата за отсутствие на сайте чего-либо. Например, при бесплатном использовании сайта, вы видите рекламу, а если заплатите определенную сумму — реклама исчезнет. Простая аналогия: есть обычное телевидение с рекламой, а есть спутниковое, где абонентская плата частично и плата за отсутствие рекламы.

Плата за отсутствие гибкий и в чем-то даже самый справедливый способ монетизации, если не впадать в крайности. Насильно заставлять человека сидеть на деревянном стуле с иголками, чтобы потом за пару долларов предложить ему мягкое кресло и облегчить жизнь — не гуманно и не дальновидно.

Косвенная прибыль

Корпоративные и личные сайты — это примеры косвенной прибыли.

Клиенты приходят в компанию после прочтения информации на ее сайте, заказывают услуги, покупают товары. Почти всегда можно с большой точностью просчитать прибыль, которую получит компания от создания или улучшения корпоративного сайта. Так же характерно и обратное: можно с точностью просчитать недополученную прибыль, если у компании нет сайта или сайт неудобен, плох и отвратителен.

Для владельца личного сайта прибыль может измеряться в чем угодно. Например, сайт может принести приятное знакомство, а может просто радовать тем, что с кем-то делишься своими мыслями. Деньги не главное. Получать приятные отзывы о своем сайте, одобрение от тех, кому твои мысли или дела помогли — это главное.

Выводы

Все описанные правила просто так не дадут результата, эффективность это всегда индивидуальный расчет, специфическое сочетание вариантов монетизации, тонкости работы с большим количеством людей.

При создании сайта или перед его модернизацией нужно не забывать тщательно, вдумчиво и с холодным разумом планировать возможные доходы, разрабатывать соответствующую тематике сайта бизнес-модель. Это серьезная, трудоемкая работа, она и логическая, и математическая, и аналитическая, и вместе с тем невероятно творческая.

Как в оффлайн-бизнесе нельзя просто поставить ларек и думать, что он сразу принесет прибыль, если вообще принесет. Так же и в онлайн-бизнесе просто поставленный на странице баннер ничего не значит.

Одно из моих любимых выражений: «чтобы получить определенную прибыль, нужно вложить такую же сумму или больше». Эта «сумма» не обязательно деньги, она может измеряться потраченным временем, силами, ресурсами.

Leave a Reply

Your email address will not be published.