Какие задачи решает проектирование сайтов

Во-первых, это общие задачи:

  • определение сроков;
  • вычисление стоимости;
  • определение требуемых ресурсов проекта.

Без понимания реальных задач, функций и того как это должно работать, все сроки, стоимость и ресурсы — все это будет гаданием на кофейной гуще. Сейчас программист вам скажет, что модуль новости делать пару дней, а потом окажется, что на это ушла неделя, потому что никаких оснований для оценки времени сейчас нет. Я сталкивался с этим множество раз когда сам программировал. Невозможно даже с большим опытом точно говорить о сроках, без полного представления о функционале. Это просто работа вслепую.

Во-вторых, проектирование состоит из нескольких частей и каждый шаг решает своею отдельную задачу, в случае нашей компании — это пять шагов:

Структура (карта) проекта и адресация

Структура проекта — выполняет роль географической карты с GPS. Это древовидная карта страниц или экранов проекта с продуманной адресацией, названиями. Какие задачи решает карта проекта:

  • позволяет на начальном уровне продумать все логические связи в проекте, тем самым задав цельность;
  • является своего рода чеклистом, которому следует дизайнер, верстальщик, программист — все они видят структуру и понимают: сколько и какие макеты необходимо делать, какие модули к каким экранам привязаны.
  • иногда документации в проекте сотни страниц, а карта помогает очень быстро охватить целиком весь проект, не тратя массу времени на выписывание из документации основных сущностей.

Список и состав основных объектов проекта

Объекты — это, например, меню на сайте, ключевые блоки контента, блоки управления и прочее. Каждый из этих объектов состоит из более мелких элементов. Например, новость, может включать дату, заголовок, анонс, текст, имя автора, комментарии. Описывая состав ключевых блоков, можно сразу же представлять детально проект, ставить задачи дизайнеру, программисту точно и четко.

В первую очередь, это позволяет сразу продумать ключевые объекты. Например, форма добавления объявления о недвижимости, может включать сотню параметров и полей. Можно ли не расписав их заранее создать такую форму, а тем более создать ее удобной для использования. Это невозможно.

Во вторую очередь это решает проблему, когда на этапе сдачи проекта, вдруг выясняется, что у новостей нет заголовка. Просто забыли. Или в процессе работы пытаемся на ходу добавлять в главное меню пункты и понимаем, что от этого меню разваливается. Имея на руках описание всех ключевых блоков — такая проблема исчезает.

Описание функционала

Описание функционала необходимо для передачи проекта на программирование. Составляется список ключевых или наиболее сложных модулей, и по каждому модулю делается описание всех функций и возможностей. Это позволяет в дальнейшем четко контролировать результат, потому что описав функционал мы уже знаем как это должно работать и чему должен соответствовать результат.

Сценарии взаимодействия

Составление сценариев взаимодействия — одно из самых времязатратных процессов. Поэтому я предлагаю описывать только действительно сложные или разветвленные сценарии, в которых может быть много шагов. Это тоже решает задачу: как это должно работать и как это будет работать. Сценарии позволяют пошагово понимать функционал проекта и при необходимости корректировать некоторые решения. А самое важное, то что сценарии помогают понять не просто как этим будут пользоваться, а как этим будут пользоваться разные группы людей и как на это должен реагировать функционал. Все это позволяет с очень большой точностью наладить логические связи в проекте, что приведет к гибкости и надежности проекта, особенно при будущих изменениях или добавлениях.

Создание прототипов

При проектировании создаются детальные прототипы, по крайней мере ключевых страниц или экранов. Работая по ним дизайнер будет знать как оформить сайт и у него не будет вопроса в какое место поставить, скажем, кнопку или меню. Программист с такими прототипами будет знать как сделать ту или иную функцию. Без этого все эти вопросы будут постоянно возникать, функции будут постоянно переделываться, время будет затрачиваться у программиста и дизайнера в несколько раз больше.

Без проектирования прототипов невозможно представить суть проекта. Описания как правило недостаточны для того, чтобы реально взглянуть на вещи. Например, условно если баннер поставить в одно место он будет приносить 100$, а если в другое будет приносить 10000$. В прототипах и в целом при проектировании такие моменты продумываются, на всех других дальнейших этапах учесть это уже становится невозможно, в итоге прототипы дают и гарантию эффективности работы над проектом, без них работа будет идти в слепую, вы только можете надеяться на какой-то успех, но фактами, статистикой и смыслом это не будет подтверждено. И, конечно же, ни дизайнер, ни программист это никак не улучшат и не решат.

Leave a Reply

Your email address will not be published.